предоставление юридическим и физическим лицам услуг электрической связи и проводного вещания; Различают основные и вспомогательные бизнес-процессы. Основные процессы — те, которые добавляют качество, в то время как вспомогательные процессы формируют инфраструктуру компании связи. Примерами процессов могут быть процессы продажи услуг и маркетинга, процесс разработки новой услуги и вывода ее на рынок, процесс обслуживания клиентов.
К элементам бизнес-процесса относятся:
показатель эффективности — величины, используемые для количественной оценки результатов процесса; выражаются в единицах стоимости, времени и качества;
выход — результат выполнения процесса, предоставляемый «получателю» процесса (вне/внутри компании);
процесс — действия, работы или процедуры, которые необходимо предпринять для превращения «входа» в «выход»;
вход — информация, данные, материалы и т.д., используемые процессом для формирования «выхода»;
владелец процесса — организационная единица, отвечающая за результаты. Примеры элементов бизнес-процесса:
вход — данные, информация, знания, материалы;
процесс — выставление счетов, выполнение заказа, предоставление услуги;
выход — данные, информация, знания, услуги; владелец процесса — отделы, руководитель;
показатели эффективности — стоимость услуги, производительность, процент брака, время предоставления счета-фактуры.
Бизнес-функция — это элемент бизнес-процесса.
Выделение бизнес-процессов, их анализ и последующее совершенствование — колоссальный резерв для повышения конкурентоспособности компании и эффективности ее работы. Среди основных преимуществ такого подхода можно выделить простоту проведения оптимизации как самих процессов, с точки зрения их организации, синхронизации, согласованности, так и ресурсов, потребляемых процессами, особенно это касается человеческих ресурсов. Кроме того, становится очевидной необходимость управления, нацеленного на конечный результат, который оценивается потребителем — клиентом процесса.
В качестве примеров направлений работ по совершенствованию процессов можно назвать:
сокращение сроков освоения новых видов услуг связи и вывода их на рынок;
сокращение цикла обслуживания потребителей услуг.
Все процессы поделены на две вертикальные группы: в первой группе (слева) сосредоточены процессы, определяющие стратегию развития компании, создание телекоммуникационной инфраструктуры, используемые продукты; во второй группе (справа) находятся сетевые операции, которые осуществляет оператор или сервис-провайдер.
По горизонтали представлены функции, обеспечивающие начало и завершение бизнес-процесса. В частности, для успешного предоставления услуги связи необходимо (сверх вниз по горизонтальным уровням):
работать с потенциальным пользователем (управление взаимоотношениями с пользователем);
организовать техническую возможность предоставления услуги на оборудовании связи, например, обновить программное обеспечение (сетевая эксплуатация и управление услугами);
своевременно проводить планово-предупредительные и регламентные работы на оборудовании для поддержания качества услуги (сетевая эксплуатация и управление ресурсами).
организовать взаимодействие с третьей стороной, например, с ОАО «Ростелеком» или ОАО «Транстелеком» (управление взаимоотношениями с партнерами и поставщиками).
Причем, те же перечисленные функции надо осуществлять и при обеспечении услуги, и при расчетах за услуги связи.
Стратегия развития (Strategy & Commit) управления жизненным циклом инфраструктуры (Infrastructure Lifecycle Management) и управления жизненным циклом продуктов (Product Lifecycle Management) функционально разделены. Они, в отличие от сетевых операций, не связаны с непосредственной поддержкой пользователей и также функционируют в другом масштабе времени. Для создания инфраструктуры телекоммуникаций, строительства зданий и сооружений связи требуются годы, в то время как для проверки состояния счета пользователя перед установлением сеанса связи требуются секунды.
Управление инфраструктурой и управление продуктами и услугами представляют собой основу стратегического развития компании. Очевидно, что без плана капитального строительства, схем развития сетей связи, плана ввода емкости ни один оператор связи не может нормально реализовать свои бизнес-планы. Сюда же относится планирование предоставления новых услуг, таких как Интернет, IP-телефония и т.п. Все эти вопросы объединяются в рамках стратегии развития компании связи и совокупно обозначаются SIP.
Процессы SIP необходимы для гарантии того, что сетевые процессы/операции пользователя (Customer Operations Processes) полностью отвечают требованиям пользователя, в том числе в части сроков предоставления, стоимости, уровня поддержки и доступности услуги связи. Например, развитие системы сигнализации ОКС № 7 и строительство цифровых систем передачи как стратегические направления совершенствования инфраструктуры сделали возможным предоставление услуги междугородной видеоконференцсвязи по технологии ISDN с приемлемым качеством передачи звука и движущегося изображения. Процессы SIP не имеют прямых интерфейсов с пользователями услуг связи; они важны для внутрипроизводственной деятельности предприятия связи.
Отметим процессы, связанные с разработкой и управлением цепочками поставок (Supply Chain Management). Эти процессы важны для электронного бизнеса, а также в случае поставок продуктов и услуг другими операторами и партнерами. Например, провайдер услуг Интернет может арендовать у оператора связи группы серийных номеров АТС для коммутируемого доступа в Интернет на определенный период времени.
Исходя из вышеизложенного все бизнес-процессы компании связи можно условно разделить на процессы предоставления услуг электросвязи и процессы оказания услуг, выходящих за пределы профильной деятельности организаций электросвязи.
К первой группе относятся:
- предоставление доступа к телефонной сети и организация услуг местной, междугородной и международной телефонной связи;
- предоставление услуг документальной электросвязи;
- предоставление доступа в глобальную сеть Интернет и сопутствующих услуг;
- предоставление в аренду междугородных каналов и линий и т.д.
Ко второй группе могут быть отнесены:
- предоставление информационно-справочных услуг;
- предоставление сервисных услуг;
- предоставление в аренду средств и систем связи;
- техническое обслуживание средств и систем связи и т.д.
Более детализированная классификация может быть дана на основе концепции «цепочки продуктивных процессов», предложенной М. Портером, которая широко используется при совершенствовании деятельности компаний (реинжиниринг бизнес-процессов) для обеспечения их конкурентоспособности. Компания Pricewaterhouse Coopers использовала указанную концепцию в системе KnowledgeViewSM для классификации и структуризации бизнес-процессов, разработав на ее основе «Международный язык бизнеса», который позволяет анализировать и сопоставлять на единой основе бизнес-процессы в различных сферах деятельности, независимо от используемой в них терминологии. Этот язык охватывает цепочки бизнес-процессов для разных сфер деятельности, области обеспечивающих процессов, а также общие области для различных сфер деятельности. Области обеспечивающих процессов для многих компаний также являются общими, поскольку касаются одних и тех же процессов: например, управление персоналом, финансами, информационными системами и т.п.
Эти процессы необходимы для организации продуктивных процессов, оказывающих непосредственное влияние на продукт или услугу, предоставляемую пользователю.
Области основных процессов включают следующие бизнес-процессы: Маркетинг (МА):
корректная сегментация рынка услуг и классификация потребителей по прибыльности для компании, сбор статистики по маркетинговым компаниям;
анализ вероятности потребления той или иной услуги исходя из существующего положения дел для различных групп пользователей;
анализ каналов коммуникаций, определение самых эффективных, приносящих больший доход, лучших пользователей услуг, оптимизация бюджетов на маркетинг и рекламу, планирование и учет результатов проведения маркетинговых кампаний;
анализ деятельности конкурентов (товары/услуги, цены, условия и пр.);
увеличение повторных и перекрестных продаж исходя из сравнительного анализа профилей различных сегментов рынка;
привлечение новых и выгодных пользователей, основываясь на информации в существующей абонентской базе об аналогичной высокодоходной аудитории, формирование различных специальных предложений, системы скидок, обеспечение индивидуального(адресного>) маркетинга.
задание и регулирование цен, планирование и управление каналами продаж;
рекламирование и продвижение продуктов и услуг на рынок.
Разработка услуг (DP):
исследование рынка услуг;
проектирование и разработка новых услуг компании;
создание и испытание прототипов;
разработка и реализация процессов создания;
разработка и реализация процедур обслуживания.
Организация предоставления услуг (PR):
формирование долгосрочных планов покрытия инвестиционных потребностей;
подготовка предложений по распределению инвестиционных ресурсов по всем направлениям инвестиционной деятельности;
контроль за исполнением инвестиционных планов;
анализ воздействий инвестиций на производственный потенциал компании, динамику текущих затрат и доходов;
анализ эффективности инвестиционной деятельности;
подготовка информации по управлению собственностью для привлечения инвестиций;
разработка и корректировка производственных процедур, технологий;
планирование и использование производственных мощностей;
календарное планирование производства;
управление техническими изменениями в производстве;
управление качеством продуктов и услуг; выбор, получение, установка производственного оборудования и его техническое обслуживание.
Управление снабжением для организации услуг (LD):
управление запасами сырья, материалов и комплектующих;
получение сырья, материалов и комплектующих; поставка изготовленных продуктов; установка продуктов, оборудования, предоставление услуг.
Продажа и организация расчетно-сервисного обслуживания (CS):
- продажа продуктов и услуг;
- развитие и поддержание взаимоотношений с пользователями;
- ввод и обработка заказов, отслеживание выполнения заказов;
- проведение расчетов и выставление счетов абонентам за продукты и услуги;
- обработка запросов и предоставление сервисной поддержки пользователей;
- обработка жалоб по гарантийным обязательствам, претензий и возвратов;
- оценка степени удовлетворенности пользователей.
Области обеспечивающих процессов включают следующие бизнес-процессы:
- совершенствование деятельности компании (BI);
- оценка существующей организационной структуры компании;
- проектирование и внедрение новой организационной структуры компании;
- разработка и ведение процесса сопоставительного анализа;
- разработка и ведение процесса непрерывного совершенствования деятельности компании;
- разработка и ведение процесса управления знаниями в компании. Управление защитой окружающей среды (ЕМ):
- обеспечение соблюдения требований государственных законов и постановлений по защите окружающей среды;
- формулировка стратегии управления защитой окружающей среды;
- реализация программы реагирования на чрезвычайные происшествия;
- реализация программы предотвращения загрязнения внешней среды;
- управление мероприятиями по восстановлению окружающей среды;
- контроль выполнения программы управления защитой окружающей среды;
- теоретическое и практическое обучение сотрудников в области защиты окружающей среды.
Управление внешними связями (ЕХ):
- с местным населением и общественностью;
- государственными и регулирующими органами;
- инвесторами и потенциальными финансирующими организациями;
- профессиональными союзами.
Управление корпоративными службами, помещениями (FA):
- разработка и руководство программой ведения учетных документов;
- управление рабочими помещениями и уход за ними;
- организационная работа;
- планирование и приобретение помещений.
Управление финансами (FM):
- оценка текущей финансовой эффективности;
- управление финансовой эффективностью;
- управление наличностью;
- управление финансовой политикой и процедурами;
- управление финансовым риском;
- управление внутренним аудитом и контролем;
- обработка и управление сбором долгов;
- обеспечение финансирования;
- распределение капитала;
- закрытие и ликвидация;
- учет и контроль затрат;
- управление затратами;
- учет и управление основными фондами;
- ведение общего бухгалтерского учета;
- выставление внутренних счетов и управление внутренними расчетами;
- планирование, составление бюджета и прогнозирование;
- оценка прибыльности;
- обработка счетов к получению и оплате;
- оценка кредитоспособности клиента;
- обработка возмещения служебных затрат сотрудникам;
- обработка заработной платы;
- обработка налогов;
- подготовка финансовых отчетов.
Управление персоналом (HR):
- руководство процессом разбора жалоб сотрудников;
- разработка программы вознаграждения сотрудников;
- разработка и внедрение системы сбора предложений от сотрудников;
- управление и руководство предоставлением льгот;
- управление обменом информацией среди сотрудников;
- планирование и проведение обучения сотрудников;
- оценка эффективности труда и вознаграждения за работу;
- набор новых сотрудников.
Управление юридическими услугами (LG):
- разработка и выполнение программы обеспечения превентивной (упреждающей) юридической грамотности сотрудников;
- обеспечение соблюдения требований законодательства и инструкций;
- управление отношениями с внешними юрисконсультами;
- участие в переговорах и подготовка проектов соглашений и контрактов;
- защита интеллектуальной собственности компании;
- предоставление юридических рекомендаций и консультаций;
- разрешение конфликтов и участие в судебных процессах.
Снабжение (РО):
- управление взаимоотношениями с поставщиками и субподрядчиками;
- приобретение сырья, материалов и комплектующих;
- оценка и выбор поставщиков и субподрядчиков.
- Разработка и сопровождение систем, технологий (SY):
- разработка и сопровождение прикладных программ;
- разработка, сопровождение и управление системами защиты информации;
- оценка предложений, выбор и приобретение технических средств, компьютерных платформ;
- выбор и приобретение пакетов программного обеспечения;
- управление ресурсами информационной системы;
- планирование развития систем и технологий;
- предоставление информационных отчетов;
- оказание поддержки конечным пользователям.
В качестве примера, иллюстрирующего направления работы типичного предприятия электросвязи, приведем перечень основных видов его деятельности в соответствии с имеющимися лицензиями и разрешениями на оказание услуг связи и уставом компании:
- обеспечение бесперебойной и качественной работы всех средств электрической связи;
- создание и эксплуатация телекоммуникационных сетей для обеспечения передачи информации различного рода;
- определение перспективы развития средств связи с учетом потребностей в них;
- строительство, реконструкция и техническое перевооружение средств и сетей связи в соответствии с действующими правилами и нормами;
- организация и выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке, а также по готовности централизованных сетей оповещения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;
- осуществление торговых операций с ценными бумагами;
- маркетинг услуг электрической связи и проводного вещания;
- предоставление юридическим и физическим лицам услуг электрической связи и проводного вещания;
- проведение технического обслуживания и ремонта средств связи, информатики, оргтехники, вычислительной и прочей техники;
- оказание посреднических, рекламных, бытовых и других услуг юридическим и физическим лицам;
- обучение и подготовка кадров;
- торгово-закупочные, посреднические, торгово-сбытовые операции, бартерные сделки с юридическими и физическими лицами;
- строительство и эксплуатация объектов социально-бытового назначения, их реконструкция и капитальный ремонт;
- рекламная деятельность;
- эксплуатация подвижного автотранспорта;
- осуществление других видов хозяйственной деятельности в соответствии с целями и задачами компании, за исключением запрещенных законодательными актами РФ.
Бизнес-процесс по передаче информации по сети состоит из следующих прецедентов:
- прием трафика клиента;
- классификация трафика по типу и направлению передачи информации;
- коммутация и обработка информации;
- передача информации в нужном клиенту направлении;
- учет трафика клиента;
- оформление и выставление счета клиенту;
- оплата клиентом выставленного счета;
- прием претензий со стороны клиентов компании;
- контроль качества на всех этапах работ, выполняемых компанией-оператором электросвязи.
Заметим, что в дальнейшем для иллюстрации бизнес-процессов будет использоваться иная система обозначений, когда прецеденты обозначаются пронумерованными стрелками, а блоки на схеме соответствуют субъектам — «действующим лицам» данного процесса. Это обстоятельство не является принципиальным, однако делает приводимые схемы более наглядными и понятными.
В качестве основных бизнес-процессов, свойственных операторам связи, входящих в холдинг ОАО «Связьинвест», более подробно рассмотрим предоставление доступа к местной телефонной сети (установка и подключение квартирного или офисного телефона), а также предоставление услуг междугородной и международной телефонной связи и услуг информационно-транспортно>й сети (сдача в аренду каналов и трактов наземной и спутниковой связи). ОАО «Связьинвест» представляет собой крупнейшую российскую компанию связи, под контролем которой находятся семь крупных межрегиональных компаний связи, оказывающих практически весь спектр услуг связи в каждом федеральном округе, и один оператор магистральной связи — ОАО «Ростелеком». В холдинг ОАО «Связьинвест» входят следующие межрегиональные компании связи:
ОАО «ЦентрТелеком» (Центральный федеральный округ).
ОАО «Северо-Западный Телеком» (Северо-Западный федеральный округ).
ОАО «ВолгаТелеком» (Приволжский федеральный округ).
ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (Южный федеральный округ).
ОАО «Уралсвязьинформ» (Уральский федеральный округ).
ОАО «Сибирьтелеком» (Сибирский федеральный округ).
ОАО «Дальсвязь» (Дальневосточный федеральный округ).
|